Профориентация в школе – новый взгляд и современные подходы

У многих родителей, которые думают о выборе профессии своих детей, в свое время не получилось правильно выбрать профессию. Всё это происходит, потому что в нашей стране не ведётся большой и серьёзной работы по профориентации школьников.

Профориентация в школе должна быть неотъемлемой частью школьного образования.

Многие выбирают ту или иную специализацию, потому что это модно. Например, раньше все хотели быть юристами, переводчиками и экономистами.

Никто не отслеживает, нужны ли будут эти профессии в будущем и не останутся ли выпускники вузов по этим направлениям без работы.

Вторая глобальная проблема в стране заключается в том, что сейчас многие коммерческие вузы превратили подготовку специалистов в бизнес. Лекции читают непрофессионалы, в результате люди выходят оттуда без нужных знаний и не могут конкурировать на рынке труда.

Ошибки школьников при выборе профессии

oshibki_shkolnikov
Ошибки школьников при выборе профессии

Обычно школьники при выборе будущей специальности допускают следующие ошибки:

  • Выбирают популярную профессию. Лучше получать моральное удовлетворения от дела, которое делаешь, чем быть модным специалистом, но ненавидеть свою работу.
  • Делают выбор за компанию с другом или одноклассником. Эта ошибка может привести к очень печальным последствиям. Каждый человек индивидуален, думать нужно своей головой.
  • Ориентируются только на уровень дохода. Работа только из-за денег не будет доставлять радость. А ведь на работе человек проводит большую часть дня.
  • Позволяют родителям сделать выбор за него.

Во-первых, родители пытаются перенести на детей свои ожидания и мечты. Или выбирают для ребёнка профессию, близкую к своей.

Во-вторых, родители плохо ориентируются на рынке труда, не знают, какие профессии будут востребованы в будущем. Дают советы, основываясь на своём прошлом опыте. Ежегодно появляются новые и интересные специальности, о которых родители могут просто не знать. Поэтому лучше профориентацию ребёнка доверить профессионалам.

Этапы профориентации школьников

proforientacia_shkolnikov
Этапы профориентации школьников

По мнению экспертов, до 12 лет дети должны пробовать всё новое: знакомиться с различными профессиями, посещать разнообразные кружки и секции, мастер-классы. Их задача понять, какие специальности есть сейчас на рынке труда. По последним данным в мире существует более 50 тысяч профессии, разобраться во всём этом многообразии ребёнку будет сложно.

К 12-13 годам у подростков уже должны появиться стойкие интересы и увлечения: кто-то будет увлечён биологией, кто-то модой, а кто-то иностранными языками. Именно на этих зонах интересов и должен строиться выбор профессии.

В этом возрасте в задачу родителей входит найти своему ребёнку лучших репетиторов, которые помогут подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение. Можно также посещать различные мероприятия, которые позволят лучше узнать об интересующих отраслях и специальностях.

Хорошо, если родители смогут договориться о небольшой стажировке ребёнка непосредственно на предприятии. Так подросток из первых рук узнает о специальности, сможет самостоятельно определить достоинства и недостатки, выявить подводные камни и нюансы.

 10-11 класс – самый важный период. В это время подростки уже должны знать, какие предметы будут сдавать на ЕГЭ, в какой вуз поступать.

Консультанты по профориентации хорошо знают рынок труда и понимают его современные тенденции. Тем детям, которые ещё не определились, они помогут выбрать нужное направление.

Для персональной диагностики специалисты используют тесты, игры, упражнения и опросники. Тест по профориентации обычно проходит в два этапа. На первом этапе проводится компьютерное тестирование, на втором – консультация с психологом.

Ребятам, которые уже знают, кем они хотят стать в будущем, будет оказана помощь в выборе вуза и подготовки к поступлению. Мало выбрать нужное учебное заведение, нужно ещё стать лучшим и поступить в него.

Для этого придётся выйти за рамки школьной программы. Благодаря профориентации ребёнок будет понимать, что и зачем ему делать. У него появится уверенность в собственных силах, осознанность и вера в успех.

Ведь главные принципы профориентации школьников:

  • Принцип активности. Профессию должен выбрать сам ребёнок, а не его родители. Да, с помощью взрослых, специалистов по профориентации, но окончательный выбор должен сделать сам ребёнок.
  • Будущее дело должно нравиться. Не стоит выбирать профессию, которая будет хорошо оплачиваться, опираться надо на интересы и увлечения ребёнка.
  • Принцип развития. Выбирать нужно такую профессию, которая будет давать просторы для роста: повышения квалификации, увеличения заработной платы, профессионального мастерства. Чтобы у человека была возможность активно участвовать в общественной жизни и удовлетворять свои насущные потребности: в жилье, в отдыхе, личной жизни.
Профориентация старшеклассников