Что нужно знать актеру — интервью с Владимиром Машковым

Interviu-s-vladimirom-mashkovim
Что нужно знать актеру-интервью с Владимиром Машковым

Журналист: Любите ли вы заниматься спортом? Нужно ли это актеру?

Машков: Спорт – первый помощник киноактера. С него и надо начинать свою подготовку. Бокс, борьба «самбо», плавание, футбол, мотоцикл, лыжи не только закаляют организм, делают человека волевым, упорным, но и дают в руки будущему артисту необходимые профессиональные навыки. Как ни странно последнее, но это так.

Представьте, что вы играете футболиста. Во время съемки вы сами обрабатываете мяч, ведете его, делаете быстрые и точные пасовки, а если по ходу действия вам надо забить гол, вы пошлете мяч прямо в «девятку» и он окажется в сетке. Не забудьте, что при этом за вами будут следить миллионы зрителей, большинство из которых хорошо разбирается в тонкостях футбола. И обмануть их вам не удастся!

Журналист: Насколько важно, по-вашему мнению, быть разносторонне образованным в наше время? Актеру, в частности?

Машков: Актеру, как никому другому, нужно много знать, стать развитым, культурным человеком. Если ваше утро начинается с физкультурной зарядки, то все остальное время надо использовать для самообразования, не надеясь на то, что школа или институт дадут целиком все, что нужно. Отличное знание истории, литературы, всестороннее понимание эпохи, в которую происходило то или иное событие, помогут правильно воссоздавать образы в кино, по-настоящему «вжиться» в людей, которых нужно изобразить, правильно осознать все их поступки, всю их духовную жизнь.

Журналист: Многие подростки, мечтающие стать актерами, уверены, что настоящему артисту нужно уметь лишь перевоплощаться в других людей, а такая «скука», как черчение, или, скажем, геометрия, совсем ни к чему…

Машков: Здесь вступает в силу магическое «а вдруг…». А вдруг придется играть чертежника, конструктора, изобретателя? Ваши движения должны быть точны, быстры, ловки. И если человек заранее научится этому искусству, он не допустит в мельчайших деталях игры тех досадных оплошностей, которые так режут глаза специалистам, знатокам дела, находящимся среди зрителей. Выражение лица актера будет именно то, которое нужно, неискусственное, непридуманное, оно невольно возникнет у него, если он уже знаком с той или иной профессией, хотя бы в основных ее чертах.

Журналист: Поможет ли участие в кружках самодеятельности стать в дальнейшем знаменитым актером?

Машков: Очень часто подготовка к сценическому искусству начинается с участия в кружках самодеятельности. Работа над живым словом, общение с партнерами в диалогах и сценах – это первые шаги к большому искусству. Но именно здесь часто происходят губительные ошибки. Молодые люди привыкают в своих первых дебютах к напыщенной, неестественно громкой и слишком выразительной речи, считая, что так и должен играть артист. Очень трудно потом избавиться от привычки «играть» роль дурными, неестественными приемами.

Очень важно не обольщаться первым успехом. Многие, удачно сыграв в самодеятельном спектакле, тотчас же решают стать артистами. А между тем нужно проверить себя, точно ли есть талант, точно ли есть призвание. Страшнее всего выбрать профессию, для которой мало данных, ошибиться в своем жизненном пути.

Журналист: Что важнее для актера – естественность или яркая, пафосная игра?

Машков: Речь и поведение артиста на экране должны быть совершенно такими же, как в жизни, – простыми, естественными – это главное условие хорошей игры, но к этому нужно приучаться с первых шагов на сцене. Важно наблюдать жизнь, внимательно присматриваться к людям, к тому, кто как говорит, ходит, читает, запоминать все это, сравнивать, отбирать наиболее типическое и интересное.

Никакой пафос не поможет даже очень талантливому артисту, если он не освоит тонкостей игры, не сумеет организовать свой талант. Никакое «вращение белками» не поможет человеку, желающему изобразить настоящую жизнь, если он не умеет этого делать, не научился наблюдать, как же люди проявляют свои чувства.