Удаленная работа: инструкция для работников и работодателей
Удаленная работа на дому – тренд последних месяцев. В связи с короновирусом компании вынуждены переводить своих сотрудников на дистанционный режим. Уволенные из предприятий малого и среднего бизнеса ищут занятость онлайн или фриланс, рынок растет. Новички дистанционной занятости сталкиваются с массой проблем. Работодатели не знают как правильно оформить перевод сотрудников, соискатели ориентируются на традиционный формат трудовых отношений и потому не могут занять хорошие места. Разберем проблемные ситуации вместе.
Суть удаленной работы для компаний
Перевод сотрудников на дистанционный формат работы в связи с короновирусом позволит не выпасть с рынка, и получить доход даже во время объявленных в стране «каникул».
Юридически грамотно перевести сотрудников на временную удаленку можно так:
- Собрать заявления в свободной форме, где работники просят перевести их на новый режим работы через интернет в связи с режимом самоизоляции;
- Оформить дополнительные соглашения к трудовому договору, прописав в них рабочий график. Иначе будет действовать режим статьи 312.4 ТК РФ, в соответствии с которым работник будет устанавливать режим труда по своему желанию;
- Издать приказ о переводе на дистанционную работу
В Москве на удаленке работают не только отрасли ИТ и консультанты, но и многие отделы крупных компаний банковской, страховой и финансовой сферы. Работодатель должен обеспечить работников надежными каналами связи и инструментами для коллективного решения задач. Но для малой или средней фирмы вполне достаточно сервисов Google Docs, Trello и Zoom, а также облачных хранилищ данных.
Как искать работу через интернет новичку
Суть удаленной работы в том, что сотрудник выполняет строго определенную по договору функцию. Например, можно быть удаленным менеджером по продажам, и обзванивать клиентов в целях заключения сделок. Или устроиться администратором интернет-магазина, и принимать заказы.
Вакансии менеджеров, операторов, администраторов ищутся на HH.ru, Superjob.ru и других стандартных порталах трудоустройства. Тут размещаются вакансии для студентов, людей без опыта, и сотрудников традиционных профессий, которые в новых условиях вынуждены уйти на дистант.
Новичку стоит научиться различать удаленную работу и фриланс:
- Первая подразумевает заключение договора с работодателем, и выполнение определенной функции. Работник может быть связан определенным режимом труда и отдыха. Работодатель отчисляет за удаленного сотрудника социальные выплаты так же, как и за обычного;
- Второй – это разовые проекты, иногда обеспеченные гарантиями стороннего ресурса, например, биржи фриланса, иногда –предоплатой, редко – договором. Фрилансера нанимают для решения какой-то одной задачи, например, разработки одного сайта или создания одного договора. Иногда сотрудничество перерастает в постоянное, но фрилансер не становится работником предприятия – не получает социальные гарантии и не подчиняется установленному в компании внутреннему трудовому распорядку.
Удаленная работа для специалистов
Сайты удаленной работы вроде kadrof.ru, FL, KWORK предлагают вакансии для специалистов в сфере диджитал, маркетинга, программирования, бухгалтерии и юриспруденции. Правоведам стоит дополнительно поискать заказы через Авито, часто некрупные компании нанимают специалистов оттуда для решения каких-то задач, составления жалоб и договоров.
Вакансии от прямых работодателей размещаются в пабликах Вконтакте и Телеграм. Это касается удаленной работы для сферы digital. На сегодняшний день искать работу имеет смысл в группах «Фрилансеры», «Норм работа», «Частичка», «Уютный фриланс» в мессенджере Telegram.
Хороший тон для сотрудника или фрилансера – рассылать функциональное резюме и портфолио. Первое расскажет потенциальному работодателю, какие задачи вы можете решить, второе – покажет на примерах. Совсем «продвинутый» вариант – написать кейсы о своей работе.
Не стоит бросать формальное резюме или письмо о тяготах поиска работы из-за короновируса и кризиса. Работодателям интересно только то, как именно вы будете решать их задачи.
Что нужно подготовить для прохождения собеседования
Собеседование с удаленным работником проходит по скайпу, или в мессенджерах. Позаботьтесь о том, чтобы канал связи был бесперебойный, в комнате не было лишних людей, домашних животных. Подготовьте деловую одежду и адекватный фон. Мало кто захочет нанять человека, который сидит на неприбранной кровати в пижаме и с коробкой из-под пиццы.
В остальном вопросы и тематика мало отличаются от обычного собеседования. Для оформления на работу вас могут попросить выслать сканы документов. Прежде чем делать это, проверьте, существует ли компания в реальности, и нет ли ее на различных сайтах «черных списков». Не платите предоплату за оборудование, программы, доступ в «облако», и настройтесь на серьезную работу.
Удаленка – это не так сложно. Со временем она станет привычной нормой в большинстве отраслей экономики. Поэтому сейчас мы получили отличный шанс научиться работать по-новому.
.