Как развить креативность и творческое мышление, ТОП-16 упражнений
Творческое мышление необходимо не только людям, чья профессия связана с искусством. Умение мыслить креативно и неординарно помогает человеку в решении повседневных проблем, позволяет чувствовать себя свободно, выйти из заезженных шаблонов, видеть возможности там, где другие видят недостатки. Как развить креативность и творческое мышление? Об этом статья.
Считается, у человека креативное мышление, если:
- В его действиях или мышлении присутствует оригинальность. Он может создавать уникальное, принципиально новое. Он умеет искать новые возможности даже там, где, по мнению человека с обычным мышлением, их не может быть. Тест на креативность: нужно взять одну проблему и найти не менее 20 способов ее решения в течение 15 минут.
- Есть гибкость, способность расширять свое восприятие, видеть уникальность в обычном. Уровни развития креативности у всех разные, но в целом эти качества должны быть.
- Есть способность к генерированию разных точек зрения. Факторы и условия при этом значения не имеют.
- Есть способность быстро переключаться с одной мысли на другую без ущерба качеству.
Три препятствия для креатива
- Ригидность – страх перед неизвестным, новым, привязка к хорошо изученному. Зацепка за известное.
- Конформизм – нужда в образце, боязнь отличия от других. Желание копировать кого-то.
- Критика «про себя», внутренние барьеры. Все начинания так и остаются нереализованными из-за страха сделать что-то неправильно.
Тренажер креатива у взрослых, ТОП-6 упражнений
Поскольку креативность – это умение найти что-то новое, то неудивительно, что все предложенные упражнения направлены на развитие именно этой черты и расширение кругозора. Возраст развития креативности неограничен, поэтому заниматься можно как детям, так и взрослым.
Ассоциации
Это упражнение выполняется так. Нужно наобум назвать 4 любых слова, а потом придумать критерий, по которому одно из них будет лишним. Например: слова «попугай», «кресло», «фарш», «река».
Критерий №1: Река – лишнее, потому что попугай, кресло, фарш могут находиться в доме, а река – нет.
Критерий №2: Река – лишнее, потому что она – жидкость, а все остальные предметы — нет.
Критерий №3: Река – лишнее, потому что только она является словом женского рода.
Более сложные варианты ассоциаций
- Нужно составить список из 5 слов, а потом взять первое и каждое последующее слово, и найти в них общее.
- Быстро, на ходу, назвать 6 слов, а потом разделить их на два столбца по одному из признаков.
- Составить оглавление будущей статьи из трех любых слов, названных наугад. Затем закрыть глаза и выбрать два слова случайным образом. С этими словами, на ходу, придумать сцену преступления. Далее добавить еще пару слов, которые станут уликами для раскрытия преступления.
Вопросы
Метод вопросов также отлично развивает творческое мышление. Можно делать все: опровергать избитые истины, размышлять над историей, интересоваться судьбой человечества. Задавать такие вопросы нужно по-чаще:
- Отчего именно так, а не по-другому? Поможет докопаться до сути, понять мотивацию.
- Почему бы и нет? Помогает раскрыть запреты, ограничения на пороге к позитивному.
- А если? Помогает расширить кругозор, уйти от избитых истин.
Максимум возможностей
Иногда, если человек видит хорошую возможность, он в нее вцепляется мертвой хваткой. На этом дверь его мышления захлопывается, и все потенциально возможные варианты исчезают в зародыше. Задача – снять этот барьер, добиться выбора идей, а затем уже выбрать самое лучшее. То есть нужно просто сгенерировать идеи, продумать все возможности без эмоций относительно того, хорошие они или нет. Тренировку мышления лучше начинать с пустяков, а затем уже переходить к серьезным задачам.
- Придумать 50 способов, как использовать пустую пластиковую коробочку от сметаны.
- Найти 100 способов, как озаглавить текст.
Ментальные карты
Составление ментальных карточек поможет увидеть новые связи в большом куске информации. Сгруппированные ключевые понятия помогут структурировать, привести в систему, а потом в целой картинке найти новые ассоциации. Алгоритм следующий:
- Взять чистые листы А4, разноцветные фломастеры и карандаши.
- Бумагу положить горизонтально.
- В центре нужно в виде какого-то знака изобразить волнующий вопрос.
- Провести от этого знака лучи в виде линий. Лучей должно быть много, не менее 10.
- На каждой линии написать основные способы решения, идеи.
- К каждому лучу нужно добавить ассоциативные слова и понятия.
- Оценить результат, попытаться найти новые взаимосвязи.
- Проанализировать картину в целостности, соединить стрелками то, что навеяло новые пути решения.
- Ненужное зачеркнуть.
6 слов
Нужно прописать суть задачи одним предложением из шести слов. Например: «Сдать экзамены на права на отлично», «Освоить компьютерные технологии за год обучения». Сделать нужно все четко и быстро, а потом эту задачу воплощать в жизнь.
Тренажер креатива у детей, ТОП-10 упражнений
Принцип работы с детьми: все должно быть ярко, интересно и в форме игры. У детей хорошая память, но они утомляются, когда становится скучно. Если будет интересно, дети вольются в игру с удовольствием и будут развиваться. Поскольку дети изначально более открыты, гибки, чем взрослые, то им раскрывать свой творческий потенциал будет намного проще.
На развитие фантазии
- Нужно придумать вещь, которая не существует. Это может быть все, что угодно, вплоть до самых бредовых идей.
- Посоветовать ребенку вообразить себя пилотом или капитаном судна. Что бы он делал в случае опасности?
- Заставить малыша переместиться в какую-либо эпоху прошлого или будущего. Что там будет? Какая одежда, язык, интерьер, исторические события и предметы? Что бы он делал, например, если бы ему, чужаку, нужно было бы выжить в этой обстановке?
Метод ассоциаций
Посоветовать ребенку рассмотреть облака. А потом сказать вслух, на что они похожи. Возможно, ребенок увидит животных, лица, мимику или растения.
3 волшебных краски
Взять палитру красок и предложить ребенку выбрать три оттенка, которые, на его взгляд, сочетаются. Потом этими красками наугад заполнить чистую бумагу. В конце упражнения рассказать, на что похож размалеванный наугад лист.
Конструирование
Конструктор не нужен. Нужны круги, квадраты и другие фигуры из цветной бумаги. Дети из них будут складывать картины, фигурки, дома и все, что захотят.
Изобретатель
Нужно назвать два любых предмета, а потом помечтать, как их можно соединить с пользой. Например, из фонарика с ключами от замка можно придумать устройство, позволяющее открывать двери в темноте.
Дорисуй-ка
Нужно приготовить листы с недорисованными фигурками, растениями, предметами и попросить малыша их дорисовать.
Рисуем под музыку
Можно поставить ребенку что-то из классики и предложить закрыть глаза. А затем спросить, какие картины и ассоциации вызывает музыка. Потом попросить его нарисовать увиденное им.
Продолжи метафору
Это упражнение подойдет и для самых маленьких. Ребенку предстоит закончить сравнение по принципу ассоциаций. Например:
- пищит пронзительно, как…
- голодный, как…
- умный, как…
- надежный, как…
- красный, как…
Слепи одну книгу с другой
Этот метод подойдет детям постарше. Нужно назвать наугад два разных по стилю и жанру произведения, а потом попросить ребенка «перебросить» героев из одной книги, в другую. Также можно менять ход события, «перебрасывать» сюжет из книги в книгу, что-то присочинить. При этом можно смешивать фэнтези и исторические романы, сказки и повести, героев XVIII века и героев современности.
Продолжи рассказ
Это упражнение можно выполнять группой. Ведущий начинает придумывать рассказ, затем прерывается на полуслове и выкрикивает первое слово, которое ему придет в голову.
Следующий участник продолжает рассказ, но именно с этого слова. После куска повествования он выкрикивает еще слово, постороннее для этого творения. Следующий участник вновь продолжает и так далее.
Занятия онлайн
Существуют специальные платформы развития креативного мышления, на которых можно заниматься онлайн. Эти специальные ресурсы расскажут и покажут, как развить креативность.
Советы в процессе тренинга
Для того, чтобы раскрытие творческого потенциала шло на автомате, и упражнения были более эффективными, нужно выполнять следующие пункты:
- Уметь отказываться. То есть не хватать первую идею, а откладывать ее в сторону и следовать дальше за новыми вариантами.
- Уметь отвлечься. То есть откладывать проблему в сторону, а потом, на свежие мысли, заниматься ей вновь.
- Не бояться быть смешным. Любую, даже бредовую мысль нужно собирать бережно как возможную, хотя бы теоретически. Развитие креативности начинается с возможности поверить в невозможное. Достаточно вспомнить, что когда-то «летающие железные по небу птицы» считались признаком помешательства.
- Принципиальный отказ от привычного, воспользовавшись девизом. «Это уже было. Что можете предложить еще?»
- Хвалить себя даже за малые сподвижки. Это важно, поскольку удовлетворенный мозг становится «сговорчивее» и не боится оторваться от реального.
Приятный бонус
Мозг тренированного человека позволяет ему не только проявлять сообразительность и быстро решать проблемы. У взрослых упражнения вырабатывают уравновешенность, выносливость, у натренированного человека улучшается настроение. Также появляется здоровая уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
У детей упражнения развивают память, смекалку, интерес к учебе и богатое воображение.
Как развить креативность и творческое мышление? Регулярно выполнять приведенный выше тренинг развития креативности и творческих способностей. Главное условие – регулярность. При этом можно тренироваться где угодно. Как только появится хоть минута времени: в транспорте, в пробке, в очереди к врачу, перед сном, или наоборот, рано утром. Все технологии и приемы действенны, их только нужно выполнять. Уже через месяц занятий будут заметны первые результаты, а через год натренированный человек кардинально поменяет жизнь в лучшую сторону.