Как развить креативность и творческое мышление, ТОП-16 упражнений

razvitie-kreativnosti
Развитие креативности

Творческое мышление необходимо не только людям, чья профессия связана с искусством. Умение мыслить креативно и неординарно помогает человеку в решении повседневных проблем, позволяет чувствовать себя свободно, выйти из заезженных шаблонов, видеть возможности там, где другие видят недостатки.  Как развить креативность и творческое мышление? Об этом статья.

Считается, у человека креативное мышление, если:

  • В его действиях или мышлении присутствует оригинальность. Он может создавать уникальное, принципиально новое. Он умеет искать новые возможности даже там, где, по мнению человека с обычным мышлением, их не может быть. Тест на креативность: нужно взять одну проблему и найти не менее 20 способов ее решения в течение 15 минут.
  • Есть гибкость, способность расширять свое восприятие, видеть уникальность в обычном. Уровни развития креативности у всех разные, но в целом эти качества должны быть.
  • Есть способность к генерированию разных точек зрения. Факторы и условия при этом значения не имеют.
  • Есть способность быстро переключаться с одной мысли на другую без ущерба качеству.

Три препятствия для креатива

prepyatstvie
Три препятствия для креатива
  • Ригидность – страх перед неизвестным, новым, привязка к хорошо изученному. Зацепка за известное.
  • Конформизм – нужда в образце, боязнь отличия от других. Желание копировать кого-то.
  • Критика «про себя», внутренние барьеры. Все начинания так и остаются нереализованными из-за страха сделать что-то неправильно.

Тренажер креатива у взрослых, ТОП-6 упражнений

trenager-dlya-vzroslih
Тренажер креатива для взрослых

Поскольку креативность – это умение найти что-то новое, то неудивительно, что все предложенные упражнения направлены на развитие именно этой черты и расширение кругозора. Возраст развития креативности неограничен, поэтому заниматься можно как детям, так  и взрослым.

Ассоциации

Это упражнение выполняется так. Нужно наобум назвать 4 любых слова, а потом придумать критерий, по которому одно из них будет лишним. Например: слова «попугай», «кресло», «фарш», «река».

Критерий №1: Река – лишнее, потому что попугай, кресло, фарш могут находиться в доме, а река – нет.

Критерий №2: Река – лишнее, потому что она – жидкость, а все остальные предметы — нет.

Критерий №3: Река – лишнее, потому что только она является словом женского рода.

Более сложные варианты ассоциаций

  • Нужно составить список из 5 слов, а потом взять первое и каждое последующее слово, и найти в них общее.
  • Быстро, на ходу, назвать 6 слов, а потом разделить их на два столбца по одному из признаков.
  • Составить оглавление будущей статьи из трех любых слов, названных наугад. Затем закрыть глаза и выбрать два слова случайным образом. С этими словами, на ходу, придумать сцену преступления. Далее добавить еще пару слов, которые станут уликами для раскрытия преступления.

Вопросы

Метод вопросов также отлично развивает творческое мышление. Можно делать все: опровергать избитые истины, размышлять над историей, интересоваться судьбой человечества. Задавать такие вопросы нужно по-чаще:

  • Отчего именно так, а не по-другому? Поможет докопаться до сути, понять мотивацию.
  • Почему бы и нет? Помогает раскрыть запреты, ограничения на пороге к позитивному.
  • А если? Помогает расширить кругозор, уйти от избитых истин.

Максимум возможностей

Иногда, если человек видит хорошую возможность, он в нее вцепляется мертвой хваткой. На этом дверь его мышления захлопывается, и все потенциально возможные варианты исчезают в зародыше.  Задача – снять этот барьер, добиться выбора идей, а затем уже выбрать самое лучшее. То есть нужно просто сгенерировать идеи, продумать все возможности без эмоций относительно того, хорошие они или нет. Тренировку мышления лучше начинать с пустяков, а затем  уже переходить к серьезным задачам.

  • Придумать 50 способов, как использовать пустую пластиковую коробочку от сметаны.
  • Найти 100 способов, как озаглавить текст.

Ментальные карты

Составление ментальных карточек поможет увидеть новые связи в большом куске информации. Сгруппированные ключевые понятия помогут структурировать, привести в систему, а потом в целой картинке найти новые ассоциации. Алгоритм следующий:

  • Взять чистые листы А4, разноцветные фломастеры и карандаши.
  • Бумагу положить горизонтально.
  • В центре нужно в виде какого-то знака изобразить волнующий вопрос.
  • Провести от этого знака лучи в виде линий. Лучей должно быть много, не менее 10.
  • На каждой линии написать основные способы решения, идеи.
  • К каждому лучу нужно добавить ассоциативные слова и понятия.
  • Оценить результат, попытаться найти новые взаимосвязи.
  • Проанализировать картину в целостности, соединить стрелками то, что навеяло новые пути решения.
  • Ненужное зачеркнуть.

6 слов

Нужно прописать суть задачи одним предложением из шести слов. Например: «Сдать экзамены на права на отлично», «Освоить компьютерные технологии за год обучения». Сделать нужно все четко и быстро, а потом эту задачу воплощать в жизнь.

Тренажер креатива у детей, ТОП-10 упражнений

trenager-kreativa-u-detey
Тренажер креатива у детей

Принцип работы с детьми: все должно быть ярко, интересно и в форме игры. У детей хорошая память, но они утомляются, когда становится скучно. Если будет интересно, дети вольются в игру с удовольствием и будут развиваться. Поскольку дети изначально более открыты, гибки, чем взрослые, то им раскрывать свой творческий потенциал будет намного проще.

На развитие фантазии

  • Нужно придумать вещь, которая не существует. Это может быть все, что угодно, вплоть до самых бредовых идей.
  • Посоветовать ребенку  вообразить себя пилотом или капитаном судна. Что бы он делал в случае опасности?
  • Заставить малыша переместиться в какую-либо эпоху прошлого или будущего. Что там будет? Какая одежда, язык, интерьер, исторические события и предметы? Что бы он делал, например, если бы ему, чужаку, нужно было бы выжить в этой обстановке?

Метод ассоциаций

Посоветовать ребенку рассмотреть облака. А потом сказать вслух, на что они похожи. Возможно, ребенок увидит животных, лица, мимику или растения.

3 волшебных краски

Взять палитру красок и предложить ребенку выбрать три оттенка, которые, на его взгляд, сочетаются. Потом этими красками наугад заполнить чистую бумагу. В конце упражнения рассказать, на что похож размалеванный наугад лист.

Конструирование

Конструктор не нужен. Нужны  круги, квадраты и другие фигуры из  цветной бумаги. Дети из  них будут складывать картины, фигурки, дома и все, что захотят.

Изобретатель

Нужно назвать два любых предмета, а потом помечтать, как их можно соединить с пользой. Например, из фонарика с ключами от замка можно придумать устройство, позволяющее открывать двери в темноте.

Дорисуй-ка

Нужно приготовить листы с недорисованными фигурками, растениями, предметами и попросить малыша их дорисовать.

Рисуем под музыку

Можно поставить ребенку что-то из классики и предложить закрыть глаза. А затем спросить, какие картины и ассоциации вызывает музыка. Потом попросить его нарисовать увиденное им.

Продолжи метафору

Это упражнение подойдет и для самых маленьких. Ребенку предстоит закончить сравнение по принципу ассоциаций. Например:

  • пищит пронзительно, как…
  • голодный, как…
  • умный, как…
  • надежный, как…
  • красный, как…

Слепи одну книгу с другой

Этот метод подойдет детям постарше. Нужно назвать наугад два разных по стилю и жанру произведения, а потом попросить ребенка «перебросить» героев из одной книги, в другую. Также можно менять ход события, «перебрасывать» сюжет из книги в книгу, что-то присочинить. При этом можно смешивать фэнтези и исторические романы, сказки и повести, героев XVIII  века и героев современности.

Продолжи рассказ

Это упражнение можно выполнять группой. Ведущий начинает придумывать рассказ, затем прерывается на полуслове и выкрикивает первое слово, которое ему придет в голову.

Следующий участник продолжает рассказ, но именно с этого слова. После куска повествования он выкрикивает еще слово, постороннее для этого творения. Следующий участник вновь продолжает и так далее.

Занятия онлайн

zanyatiya-online
Занятия онлайн

Существуют специальные платформы развития креативного мышления, на которых можно заниматься онлайн. Эти специальные ресурсы расскажут и покажут, как развить креативность.

Советы в процессе тренинга

soveti
Советы в процессе тренинга

Для того, чтобы раскрытие творческого потенциала шло на автомате, и упражнения были более эффективными, нужно выполнять следующие пункты:

  • Уметь отказываться. То есть не хватать первую идею, а откладывать ее в сторону и следовать дальше за новыми вариантами.
  • Уметь отвлечься. То есть откладывать проблему в сторону, а потом, на свежие мысли, заниматься ей вновь.
  • Не бояться быть смешным. Любую, даже бредовую мысль нужно собирать бережно как возможную, хотя бы теоретически. Развитие креативности начинается с возможности поверить в невозможное. Достаточно вспомнить, что когда-то «летающие железные по небу птицы» считались признаком помешательства.
  • Принципиальный отказ от привычного, воспользовавшись девизом. «Это уже было. Что можете предложить еще?»
  • Хвалить себя даже за малые сподвижки. Это важно, поскольку удовлетворенный мозг становится «сговорчивее» и не боится оторваться от реального.

Приятный бонус

bonus
Приятный бонус

Мозг тренированного человека позволяет ему не только проявлять сообразительность и быстро решать проблемы. У взрослых упражнения вырабатывают уравновешенность, выносливость, у натренированного человека улучшается настроение. Также появляется здоровая уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

У детей упражнения развивают память, смекалку, интерес к учебе и богатое воображение.

Как развить креативность и творческое мышление? Регулярно выполнять приведенный выше тренинг развития креативности и творческих способностей. Главное условие – регулярность. При этом можно тренироваться где угодно. Как только появится хоть минута времени: в транспорте, в пробке, в очереди к врачу, перед сном, или наоборот, рано утром. Все технологии и приемы действенны, их только нужно выполнять. Уже через месяц занятий будут заметны первые  результаты, а через год натренированный человек кардинально поменяет жизнь в лучшую сторону.