Как мотивировать ребенка учиться

Kak-motivirovat-rebenka-uchitsya
Как мотивировать ребенка учиться

Обучение ребенка в школе – это нелегкое время для его родителей. Приходится несколько раз призывать его приступить к урокам, а потом следить за тем, чтобы он действительно смотрел в книжку, а не занимался посторонними делами.

Как бывает чаще всего, заглянешь в детскую, а он сидит полностью погружен в телефон, или рисует человечков в тетрадке. Делаешь замечание, и… разгорается ежедневно повторяющийся скандал.

С такой проблемой знакомы не понаслышке многие семьи. И недостаток умственных способностей у ребенка здесь ни причем. Все объясняется отсутствием мотивации. Почему школьники делают уроки только под давлением взрослых и не хотят углубляться в учебный материал? И как мотивировать ребенка учиться?

Неуверенность в себе

neuverennost-v-sebe
Неуверенность в себе

Ребенок сам что-то начинает делать, когда видит, что взрослые верят в его способности и любят его. Благодаря добрым и теплым отношениям в семье у малыша лучше развивается мозг и мотивационная система, которая находится в самом его центре. Эту область мозга запускает предвкушение момента счастья: когда рука тянется за шоколадом или почти решена сложная задача.

Все люди независимо от возраста желают, чтобы их считали личностями. Поэтому ребенку крайне важно видеть, что его планы и самочувствие интересны окружающим и особенно родителям. Мотивационная система ребенка начинает давать сбои при чрезмерном давлении на него. Если постоянно озадачивать его недостижимыми целями, он перестанет видеть результатов своих трудов, соответственно учеба станет для него неинтересной.

Полезно знать: самым лучшим стимулом для человека является реакция окружающих. Пока его заслуги признают, он будет стараться.

Нелюбовь к учителю

nelubov-k-uchitelu
Нелюбовь к учителю

Умение учителя установить контакт с учениками и привлечь их внимание – один из главных гарантов успешного урока. Однако расположить к себе ребенка, которому ты изначально не нравишься, непросто. К тому же многие учителя и сами не стремятся к установлению дружеской атмосферы в классе: чаще критикуют своих учеников, чем хвалят их. Так как замечания обычно звучат для всего класса, интерес к занятиям подавляется у всех детей.

Если ребенок боится или проявляет некую нелюбовь к учителю, естественно школьник будет относиться безответственно к предмету, который он ведет.

На первый взгляд кажется, что при смене учителя в прошлом должна остаться и антипатия к предмету. На самом деле ребенок обычно продолжает игнорировать предмет. И чем негативнее были отношения с педагогом, тем сложнее школьнику перебороть свое нежелание изучать предмет.

Еще одна причина плохого отношения к учебе – давление, оказываемое одноклассниками. Когда сверстники говорят, что хорошо учиться – немодно, а отличники являются выскочками и любимчиками учителей, сложно противостоять общему влиянию.

Полезно знать: на внутренней мотивации школьника положительно сказывается отсутствие у него боязни учителя и наличие возможности вступать в диалог на уроке.

Родительский страх

roditelskii-strah
Родительский страх

Излишняя опека со стороны взрослых – еще одна причина низкой или отсутствующей у ребенка мотивации. Когда исполняется каждая прихоть малыша и поощряется все, что он делает, в нем не развивается терпимость к отсрочке выполнения запросов и устойчивость к разочарованию.

Желая сделать жизнь детей проще, заботливые мамочки диктуют ребенку правильное решение, выполняя с ним домашнее задание, и сами собирают портфель. В итоге сын или дочь начинают относиться к учебе безответственно.

Родительская забота важна, когда она способствует развитию внутренней мотивации. Сигнал, который взрослые посылают детям, вмешиваясь в учебный процесс и исправляя за них каждую ошибку, расценивается как: «ты бессилен».

Ребенок способен без сторонней помощи решать конфликтные ситуации, возникающие с одногодками и поинтересоваться у учителя по поводу поставленной ему плохой отметки. Если он не научится преодолевать повседневные трудности, то в будущем для него приоритетными будут кратковременные удовольствия, а не долгосрочные цели.

Полезно знать: детям нужны эксперименты. В процессе учебы они обязательно ошибаются. Надо, чтобы они без сторонней помощи исправляли свои ошибки. Только собственный опыт позволяет понять, что в жизни случаются огорчения, но большинство проблем решаемы. Во-вторых, достигает цели только тот, кто способен бросать себе вызов и делает это.

Перенапряжение

perenapryagenie
Перенапряжение

Насколько работоспособен школьник, определяется не только психическими, но и физическими факторами. У современных детей день расписан чуть ли не по часам: школа, дополнительные занятия, уроки, спортивная секция или кружок.

Дефицит времени – это стресс-фактор, провоцирующий различные нарушения в работе организма.

Головные боли, некачественный сон или сонливое состояние в течение дня – это результат чрезмерных нагрузок, воспринимаемых ребенком. Физические страдания – это причина нарушений мозговой деятельности, ему хуже дается новая информация.

Почему все это происходит? Давно установлено, что у детей, посещающих начальные классы, есть проблемы с сохранением кратковременных фактов, когда вокруг шумно.

А практически в каждом классе гуляет сильное эхо, которое вкупе с бесконечной болтовней детей является причиной высокого уровня шума. И это при том, что шестилетки в силу особенностей работы головного мозга в этом возрасте могут работать над каким-то одним заданием в течение четверти часа (у 9-леток на это уходит до 20 минут, а у детей 12-летнего возраста – полчаса).

Поэтому школьники спустя какое-то время после начала урока перестают слушать учителя и переключаются на свои дела. Для продолжения работы мозгу требуется перерыв. В принципе, это характерно и для взрослых.

Неинтересный предмет в качестве причины рассматриваемой проблемы

net-interesa-k-predmetu
Нет интереса к предмету

Когда тема интересна, голод познания заставляет забыть человека обо всем на свете, лишь бы узнать что-нибудь еще. Однако школьная программа редко соответствует интересам учеников. Да и не все учителя способны заинтересовать детей. Скучные уроки заставляют мозг впасть в ступор. Так, зачастую даже одаренные ученики становятся пассивными, и их высокие оценки разбавляются плохими баллами. Они не могут воспринимать сухой доклад учителя и поэтому у них возникает необходимость в другом виде работы. Это может быть работа над своим докладом, групповые задания, семинары или экскурсии.

Как бы доступно и талантливо ни преподносили учителя новый материал, учиться не всегда интересно. А выполнение домашних заданий нередко является скучным и даже трудным мероприятием. Особенно, когда на улице хорошая погода или на планшете установлена интересная игра.

Чтобы заставить себя выполнять работу, у ребенка должны выработаться навыки по управлению своими чувствами. Этому он учится в семье, каждый день наблюдая за родителями.

И если трехлетний малыш с истериками наотрез отказывается заниматься нелюбимым делом, то шестилетний ребенок может справляться со своими эмоциональными порывами и яростью.

Если вы попросите первоклашку навести порядок в комнате, он справится с раздражением. Но как минимум взамен попросит подольше посидеть за компьютером.

Ребенку могут не нравиться некоторые предметы в школе, но его антипатию могут исключить показательные примеры. Так, мальчик вряд ли будет говорить, что литература – бессмысленный предмет, если часто будет видеть книгу в руках своих родителей. Чтобы девочка начала интересоваться точными науками, иногда достаточно убеждения в том, что она способна к их освоению.

Родителям свойственно формировать представление об уме ребенка, перебирая в памяти, к чему был талант у них и у ближайших родственников.

Рассказывая детям о том, какие способности в них заложены природой, они несознательно подрывают рвение к учебе или усиливают веру в себя. Вряд ли ребенок захочет записаться в спортивную секцию после маминых обидных слов: «Футболистом тебе не бывать». Но если сказать ему, что его дед был «гением математики», он поверит в то, что и у него есть шанс проявить себя в этой области.

Дети, обладающие внутренним стимулом, умеют выбирать наиболее эффективный для себя способ запоминания информации и сопоставлять полученные знания с тем, что они уже знают. Изученное остается у них в памяти надолго, следовательно, они получают более высокие оценки, чем их сверстники, которые учатся без желания.

К тому же заинтересованные ученики получают от своей работы удовольствие, что очень упрощает жизнь родителям. Ведь им больше не приходится выполнять роль «внешнего стимулятора».

В статье было рассказано, как мотивировать ребенка учиться и основные причины, препятствующие обучению ребенка в школе.